Тема 13. Профильная комиссия по энергосбережению.

   В предыдущей публикации, мы говорили, что сетевой комитет самоуправления (сетевое сообщество) имеет все признаки фрактальной организации, состоящей из небольших самоорганизующихся команд – ячеек этого комитета. Наименьшей из этих ячеек является объединение трёх домохозяйств – тройка. Стартером самоорганизации тройки домохозяйств является общая проблема. Тройка домохозяйств – это сообщество нулевого уровня, состоящее из трёх совладельцев многоквартирного дома и нескольких избирателей. Стратегическая цель любой ячейки сетевого комитета самоуправления – это решение жилищно-коммунальных и социальных проблем домохозяйств. Инструментом для решения этих проблем является проектная деятельность, осуществляемая по цепочке: проблема- идея- проект- результат. Ячейки, у которых  совпадает первый этап проектной деятельности – проблема,  объединяются в профильную комиссию сетевого комитета самоуправления. В предыдущей публикации мы упоминали о «Комиссии по безопасности жилья». Эта комиссия изучает проблемы повышения безопасности жилья, готовит и ведёт договора с партнёрами домкома:   исполнителями, инвесторами, донорами и спонсорами проектов, направленных на повышение безопасности жилья.

   Мы уже говорили, что каждый многоквартирный дом имеет свои особенности, связанные с  его техническим состоянием, проблемами,  социальным составом,  человеческим и социальным капиталом  и т. п. Поэтому, самоорганизация ячеек сетевого комитета самоуправления и их объединений – профильных комиссий, может осуществляться по разным сценариям. Все сценарии самоорганизации сетевого комитета самоуправления можно объединить в две большие группы. В первой группе, на начальном этапе самоорганизации сетевого комитета самоуправления, приоритетом является укрупнение ячеек, до уровня, на котором можно легализовать домком. Далее домком создаёт профильные комиссии и обеспечивает ведение проектной деятельности.  

   Во второй группе, проектная деятельность начинается на уровне тройки домохозяйств. Тройка укрупняется уже в процессе проектной деятельности. При этом, самоорганизация сетевого комитета самоуправления начинается с самоорганизации его профильной комиссии или нескольких профильных комиссий, которые укрупняясь до нужного уровня, могут легализовать домком. До легализации домкома, полномочия координаторов, а также обязательства партнёров по разработке и реализации проектов, регулируются публичной офертой – договором поручения. 

   Профильные комиссии сетевого комитета самоуправления  являются коллективными заказчиками проектов, направленных на решение  проблем сообщества домохозяйств многоквартирного дома, улицы, избирательного участка, микрорайона и т. п. Актуальными проектами являются проекты  в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения, малого бизнеса, занятости, образования, здравоохранения и т. п.

   Цель данной публикации не перечисление проблем и профильных комиссий домкома, а стимулирование  самоорганизации этих комиссий, необходимых для изучения и распространения опыта проектной деятельности на уровне многоквартирных домов, гаражных кооперативов  или других местных сообществ.

   В сфере энергосбережения, соответствующая профильная комиссия может взять на вооружение опыт объединений совладельцев многоквартирных домов, успешно реализовавших проекты установки индивидуальных тепловых пунктов. Например, проект установки индивидуального теплового пункта в девятиэтажном многоквартирном доме на 72 квартиры. Капитальные затраты на реализацию этого проекта составили 178000 грн., из них 175000 грн. –  кредит. После реализации проекта, годовая экономия затрат на отопление составила 20 % или в денежном выражении – 127000 грн. Окупаемость проекта 1,5 года.

   После реализации проекта, инициатор проекта – ОСМД «Проминь», получило компенсацию кредитных средств, в рамках государственной поддержки, в размере 97710 грн., а также 17500 грн  из местного бюджета.   

   Даже, без государственной поддержки, профильная комиссия домкома или сетевого комитета самоуправления, может разработать и реализовать местную программу, позволяющую осуществить  установку индивидуальных тепловых пунктов во всех домах, в пределах своего избирательного участка или микрорайона.  Рассмотрим один из сценариев реализации такой программы. Годовой бюджет сообщества избирателей, проживающих в 72 квартирном доме (150-200 избирателей) составляет 180000- 240000 грн.

   По нашему сценарию, для финансирования местной программы, домкомом или сетевым комитетом самоуправления, вместе с партнёрами (избирателями, совладельцами и т.п.), создаётся фонд энергосбережения микрорайона, который управляется соответствующей профильной комиссией. При этом, сообщество избирателей выделяет на  формирование бюджета фонда энергосбережения 120000 грн. (50 % своего годового бюджета).

   Далее, в рамках местной программы энергосбережения, разработанной партнёрами по фонду энергосбережения, объявляется конкурс, участниками которого являются многоквартирные дома, расположенные в пределах микрорайона. По условиям конкурса, его победителем считается дом, который внёс наибольшую долю в бюджет местной программы. Остальные дома, которые не стали победителями конкурса, приобретают статус инвестора местной программы и получают  доход на свои инвестиции.

   Инвестором местной программы может быть любое юридическое или физическое лицо, проживающее в микрорайоне или за его пределами.

   В нашем случае, победителем конкурса, в рамках местной программы  энергосбережения, стал дом, в котором  сформировано сообщество избирателей, численностью 200 человек и сообщество совладельцев,  численностью 50 человек. При этом, годовой бюджет  сообщества избирателей составляет 240000 грн., а годовой бюджет сообщества совладельцев – 60000 грн. Оба бюджета формируются из ежемесячных членских взносов избирателей или совладельцев, по 100 грн. с каждого. Половина бюджета сообщества избирателей и сообщества совладельцев направляется в фонд энергосбережения микрорайона. Ещё несколько домов – участников конкурса сформировали группу инвесторов, численностью 50 человек (сообщество мелких инвесторов). Годовой бюджет сообщества мелких инвесторов, при ежемесячных членских взносах (инвестициях) по 100 грн. с каждого участника, составит 60000 грн. Половина этого бюджета направляется на создание инвестиционного фонда микрорайона – это 30000 грн.

   В итоге, по нашему сценарию,  фонд энергосбережения микрорайона размером 180000 грн. состоит из трёх частей: доля сообщества избирателей – 120000 грн. ( 66 %), доля сообщества совладельцев -30000 грн (17 % ) и доля сообщества мелких инвесторов – 30000 грн. (17 %)

   В рамках местной программы энергосбережения, средства из фонда энергосбережения, используются на возвратной основе, что обеспечивает её распространение на территории микрорайона, даже без дополнительного финансирования.  До легализации домкома, местная программа энергосбережения разрабатывается и реализуется на условиях публичной оферты. Легализация домкома, позволяет ускорить процесс оснащения многоквартирных домов микрорайона индивидуальными тепловыми пунктами, путём привлечения дополнительных источников финансирования.

   Возмещение затрат из фонда энергосбережения осуществляется за счёт 50 %  от суммы экономии, возникающей после установки индивидуального теплового пункта. Для 72 квартирного дома – это 60000 грн. в год.

   При этом,  бюджет сообщества избирателей ежегодно пополняется  за счёт суммы экономии на 39000 грн., а бюджет сообщества совладельцев и бюджет сообщества мелких инвесторов, каждый  на 10000 грн. Надо учесть, что, срок окупаемости инвестиций составляет 3 года, а доход на инвестиции, в течение срока действия  инвестиционного договора (5 лет), составят 13 % годовых.

   Кроме того, для полноты картины, по предложенному сценарию, оценим выгоды жителей многоквартирного дома, в котором установлен индивидуальный тепловой пункт. В целом, снижение годовых затрат на отопление этого дома составляет  120000 грн. Половина этой суммы идёт на возмещение расходов из фонда энергосбережения, а другая половина распределяется между жильцами дома, пропорционально их вкладу в реализацию местной программы. В течение 5 лет, индивидуальный тепловой пункт не является собственностью дома, а передаётся ему в аренду. Арендная плата составляет  60000 грн. в год и распределяется между всеми  72 домохозяйствами (квартирами) по 70 грн. за месяц (850 грн. в год). При этом, между 60 совладельцами, которые входят в сообщество совладельцев распределяется 50 % суммы годовой экономии оплаты за тепло, по 1200 грн. на каждого. Таким образом, за вычетом арендной платы, годовая экономия оплаты за тепло, для членов сообщества совладельцев, составит по 350 грн. в год. По истечении 5 лет, индивидуальный тепловой пункт станет собственностью дома, и эта сумма увеличится в три раза.

   Реальные показатели экономии оплаты за тепло мы можем проверить лишь на конкретном объекте. Они могут отличаться от расчётных показателей, как в большую, так и в меньшую сторону. Присоединяйтесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу